Кесарев Р. А. (Санкт-Петербург)

Несколько слов об иконе Андрея Рублева «Святая Троица»

Памяти Савелия Ямщикова
Тайна Моя Мне и моим.
Древнее изречение Бога1

Об иконе Андрея Рублева «Святая Троица» написано немало. Существует большое количество искусствоведческих статей, опубликованных в разное время. Большинство из них выражают субъективные взгляды на «Святую Троицу» Андрея Рублева и личные эмоции, но редко кто из авторов связывает ее содержание с текстами Библии. Поэтому есть основание предложить иное виденье иконы «Святая Троица», опираясь на тексты Святого Писания и творения Святых Отцов. Вот что писал в IV веке Святитель Кирилл Иерусалимский: «...ибо никакая Божественная и Святая тайна веры никак не должна быть сообщена без Божественного Писания; иначе основываема на одном вероятии и отборных словах; даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем; если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями»2.

В 1551 году в Москве состоялся Стоглавый церковный собор во главе с митрополитом Макарием. Царь Иоанн IV присутствовал на этом Соборе. На вопрос Царя, как изображать Святую Троицу, Собор, не вдаваясь в богословское обоснование, постановил: «Писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущии живописцы...»3.

Триипостасного Бога изображали и до Андрея Рублева, и после. Но что же повлияло на решение отцов Собора, почему «Троицу» монаха московского Спасо-Андроникова монастыря Андрея Рублева поставили в пример всем остальным иконописцам?

Триипостасного Бога в те времена писали по-разному.

Есть «Гостеприимство Авраама», где Аврааму в Хевроне являются три Ангела, и Сарра, жена Авраама, им прислуживает. Иногда в этом сюжете изображается слуга, закалывающий тельца.

Есть «Отечество», где видим Бога седым, могучим старцем, на Его коленях Сын, Он держит сферу с образом Духа Святого в виде голубя.

Есть «Троица Новозаветная», где на престоле сидят Отец, старец (Ветхий Денми), Сын средних лет, с бородой, и между ними как образ Святого Духа — голубь.

Подобные иконы были привезены в Москву по указу царя Иоанна Васильевича из русских городов после страшного пожара 1547 года, в котором сгорело много деревянных церквей. Их принимал дьяк Думского приказа И. М. Висковатый. Изображение Бога на иконах вызвало его возмущение, так как Отца никто не видел, согласно текстам Святого Писания и Предания, поэтому изображать Его нельзя.

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18).

И потом сказал Он: лица Моего не можно будет тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33:20).

Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чины ангельские взирати... (Канон покаянный Господу Иисусу Христу. Песнь 9, ирмос).

И. М. Висковатый обратил внимание митрополита Макария на вольную трактовку иконописцами образа Святой Троицы, но Владыка отказал ему тогда в разъяснении. Ответ был дан вскоре на Стоглаве, в присутствии Царя и с таким наставлением церковным иерархам:

«Да и о том святителем великое попечение и брежение имети комуждо во всей области, чтобы гораздые иконники и их ученики писали с древних образцов, а от самосмышления бы своими догадками божества не описывали. Христос бо Бог наш описан плотию, а божеством не описан. Якоже рече святый Иван Дамаскин: “Не описуйте божества, не лжите слепии. Просто бо невидимо и незрительно есть...”»4.

Из Святого Писания мы знаем, что Господь Бог неоднократно являлся людям в библейские времена.

Он говорил с Моисеем из горящего куста на горе Хорив (Исх. 3:2–8), на горе Синай: ... вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою (Исх. 19:9).

Его голос звучал на реке Иордан (Мф. 3:16–17), на горе Фавор (Мф. 17:5). Но голос — звук, его невозможно передать на иконе изобразительными средствами, он бестелесен.

Бог явился во плоти трех путников Аврааму в Хевроне, в дубраве Мамре (Быт. 18:1), что позволило иконописцам изобразить это событие в подробностях, даже написать «Бытие Святой Троицы».

Андрей Рублев сократил этот развернутый сюжет и показал Триипостасного Бога в образе трех Ангелов, с присущим каждому символом. Несмотря на то, что Ангелы изображены в разных позах и различных одеяниях, все они похожи один на другого, что подчеркивает равенство их ипостасей. Но кто же из них кто?

На эту тему до сих пор ведутся споры, и искусствоведы не могут прийти к единому мнению. Одни утверждают, что Бог Отец сидит слева, а Сын находится в центре; другие считают наоборот.

Думаю, нет никакого сомнения в том, что в центре Андрей Рублев изобразил Бога Отца, поскольку Он — центр мироздания. Он создал мир и дал жизнь миру, и на иконе Он слегка приподнят над остальными. Его фигура развернута к правому Ангелу, а голова наклонена к левому. Над Ним возвышается дерево — символ жизни, символ Эдемского Сада (Рая).

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2:9).

Он обращается к Ангелу, сидящему по правую руку от Него.

Никейский (325 г.) и Цареградский (381 г.) Вселенские соборы утвердили «Символ Веры» — свод догматов Православной церкви, где так говорится о Сыне: И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца, согласно чему Сыном на рублевской иконе должен быть Ангел, сидящий по правую руку от центрального.

За Сидящим по правую руку изображен храм. Некоторые исследователи утверждают, что это дом Авраама, но Авраам вел кочевой образ жизни и жил в шатре: И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его... (Быт. 13:3). И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного (Быт. 18:1).

Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме... (Пс. 115:9–10), – молился царь Давид.

В земной жизни Иисуса Христа многое было связано с Иерусалимским храмом. Здесь росла и воспитывалась Его Мать, здесь Его встретил праведный Симеон Богоприимец, здесь Он прошел обряд обрезания, здесь 12-летним отроком Он отвечал на вопросы ученых книжников, и они восхищались Его знаниями и мудростью. Отсюда Он выгнал торгующих, продажных и продающих.

И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Мк. 11:17).

Там же, в Иерусалимском храме, когда Сын Человеческий умирал на кресте, разодралась завеса.

Еще раньше, задолго до этих событий, Господь Бог возвестил через пророка Исаию:

Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; ...ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов (Ис. 56:7).

Апостол Павел в письме своему ученику Тимофею разъясняет:

...как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).

Дом молитвы — главная цель строительства Церкви Христовой, во главе которой стоит Сын — Иисус Христос, ибо вне ее нет спасения человеку.

По левую руку от Отца — Святой Дух. Он вечно исходит от Отца и, чтобы показать это, Рублев обращает фигуру Отца в сторону Святого Духа, над ним гора — символ вечности и духовного восхождения.

Кто взыдет на гору Господню? — вопрошает царь Давид и даетответ: ...Неповинен рукама и чист сердцем... (Пс. 23:3–4).

От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую (Пс. 60:3), – просит он Бога.

Что же хотел показать Андрей Рублев в иконе «Святая Троица»?

Художник изобразил не только Триипостасного Бога, но и событие (и в прямом смысле — со-бытие), которое происходит среди Ангелов.

Бог сый мира, Отец щедрот, великого совета Твоего ангела, мир подавающа, послал еси нам... (Канон Рождества Христова, ирмос 5).

Здесь, на иконе — «Предвечный Совет», на котором Отец благословляет Сына на крестный путь в мир, на землю, чтобы избавить людей от первородного греха, унаследованного от Адама и Евы. В результате согрешения первых людей человек стал страстным, смертным, тленным, и Отец хочет обратить такого человека к вечной жизни — спасти свое творение.

Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа <...> Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? <...> От подошвы ноги до темени головы нет у него здороваго места... (Ис. 1:4–6), — вещает Господь Бог через пророка Исаию.

Нам известны из Ветхого Завета нравственные обычаи того времени: братья, втайне от отца, продали Иосифа в рабство проходящим купцам за двадцать сребреников (Быт. 37:26–28). С горечью восклицает царь Давид: Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7).

Но мы помним также из Ветхого Завета Авраама, который выдержал Божье испытание (искушение), он исполнил повеление Бога — приготовил в жертву своего единственного сына Исаака, рожденного по обетованию.

И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе (Быт. 22:6).

И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего (Быт. 22:10).

Бог, убедившись в верности Авраама, не принял такой жертвы, потому что Бог есть Любовь, а Любовь не может причинять боль человеческому сердцу.

Но истинная Любовь всегда жертвенна и спасительна, и Андрей Рублев показывает нам это. На иконе Сам Господь Бог обращается к Сыну Своему Единородному. Он посылает Его к людям, отдавая в жертву ради любви к ним и ради спасения их.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3:16–17).

На смену Ветхому человеку со смертью и воскресением Иисуса Христа приходит Новый человек.

На иконе Отец благословляет жертвенную чашу и, наклонив голову к Сыну, как бы побуждает Его пойти к людям и просветить их, зная наперед, что они предадут и убьют Его. Сын воспринял волю Отца, ведая, что Он будет предан и казнен. Его согласие выражено в благословении жертвенной чаши, готовности искупить Своим подвигом род человеческий. Во всем Его облике — смирение, покорность и любовь к Отцу. Не раз на земле Иисус Христос говорил, что Он исполняет волю Пославшего Его.

Кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (Мф. 10:40).

...пославший Меня Отец, Сам засвидетельствовал о Мне (Ин. 5:37).

Единодушен с Ними Святой Дух — Ангел справа. Он легким жестом правой руки словно двигает жертвенную чашу в сторону Сына. Наклоном головы вторит обращению Отца. Во всей Его фигуре (она слегка приподнята, и внизу ее развеваются складки гиматия) просматривается движение к осуществлению своей миссии Божьего Посланца.

Чаша на предуготованном престоле та, о которой Иисус Христос в преддверии крестной муки молился Отцу Своему на Елеонской горе в Гефсиманском саду: ...Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39).

В иконографии «Гостеприимство Авраама» в чаше изображен телец, которого зарезал слуга и приготовила Сарра. Можно предположить, что на иконе Андрея Рублева в чаше первоначально была изображена человеческая голова — символ жертвенной любви и символ смерти.

Люди, конечно, знают о краткости земной жизни, однако избегают мысли о конце ее, но «христианин должен вспоминать о смерти, чтобы приготовиться к суду над всей своей жизнью, и принести покаяние — осудить себя раньше Божественого суда»5.

«Господи, даждь ми слезы и память смертную...»6, — молится Богу святитель Иоанн Златоуст.

«Молитва и память о смерти — это два ока души, устремленные в вечность»7, – говорит нам архимандрит Рафаил.

Сына Божиего по красоте и кротости в средневековом искусстве сравнивают с Агнцем (ягненком). Образ Агнца — символ чистоты и безгрешности.

Восхотел еси, нас ради воплощася, Многомилостиве, Заклан быти яко овча, грех ради человеческих... (Последование ко святому Причащению. Песнь 4, тропарь 1).

Большинство исследователей говорят, что композиция иконы строится на круге, который объединяет всё и всех, и мало кто останавливает внимание на том, что в ее основе чаша. Если посмотреть на обращенные к центру контуры боковых Ангелов, то они как бы замыкают пространство и линии их силуэтов создают большую чашу, которая занимает почти всю среднюю часть иконы. Она поднимается от подножий боковых Ангелов и завершается округлостями крыльев центрального Ангела.

Это евхаристическая чаша, которую дал нам Иисус Христос на Тайной вечере в Сионской горнице, заменив кровавую жертву Ветхого Завета на бескровную Нового Завета:

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26–28).

Во время Божественной литургии хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Вот почему Андрей Рублев в этой евхаристической чаше Нового Завета изобразил Агнца — Сына Божиего Иисуса Христа.

В своей земной жизни Иисус Христос не раз отождествлял себя с Отцом. Об этом говорится и в «Символе Веры». Согласно второму члену, вторая ипостась Бога: ...рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И хотя Создателя среди живущих на земле никто не видел, Сын Его — Иисус Христос — явил нам собой образ Отца. Он говорил своим ученикам: И видящий Меня видит Пославшего Меня (Ин. 12:45). Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне (Ин. 14:11).

Андрей Рублев хорошо знал Святое Писание и творения Святых Отцов и понимал, что изобразить Бога Отца невозможно.

Но Иисус Христос сказал: Я и Отец — одно (Ин.10:30).

И что делает Рублев?

Он закрывает Образ Отца Образом Сына. Он «накладывает» Евхаристическую чашу Нового Завета, в которой изображен Сын, на изображение Предвечного Совета и так совмещает в одной композиции две темы.

Такой художественный прием находит подтверждение в словах Самого Иисуса Христа: Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6);и в составленной по священным текстам Библии евхаристической молитве на литургии святителя Василия Великого. Во время нее священник обращается к Богу с благодарением за все Его благодеяния и милосердие к роду человеческому, в особенности, за искупительный подвиг Его Сына, и произносит слова, которые непосредственно воплощены в центральном образе Троицы.

Владыко всех (Иов. 5:9), Господи небесе и земли (Мф. 11:25) и всея твари (3 Мак. 2:2) видимая же и невидимая, седяй на престоле славы и призираяй бездны (Дан. 3:54–59), безначальне, невидиме, непостижиме, неописанне, неизменне Отче Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1:3), великого Бога и Спасителя (Тит. 2:13), Упования нашего (1 Тим. 1:1), Иже есть образ Твоея благости (Прем. 7:26); печать равнообразия, в Себе показуя Тя, Отца(Ин. 14:7), Слово живое (Евр. 4:12), Бог истинный (Тим. 5:20), предвечная Премудрость (1 Кор. 2:7), Живот (1 Кор. 1:3), Сила (1 Кор. 1:24). Свет истинный (Ин. 1:9), Имже Дух Святый, явился: Дух Истины (Ин. 14:17), сыноположение (Рим. 8:15), дарование, обручение будущего наследия (Еф. 1:14), начаток (Рим. 8:23) вечных благ, животворящая сила...8. Вот что такое Святая Троица!

«Святым Духом мы узнаем Христа, Сына Божия, а через Сына созерцаем Отца», — учил Иоанн Дамаскин.

Восьмой член Никео-Цареградского «Символа Веры» гласит: И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Иоанн Дамаскин в своем сочинении «Точное изложение православной веры» объясняет, что Святой Дух исходит от Отца и раздается в мир через Сына. Преподобный говорит об этом так:

«Веруем <...> в Духа Святаго, Господа и животворящаго, от Отца исходящаго и в Сыне почивающаго <...> от Отца исходящаго и через Сына раздаваемаго»; «...Он — Дух также и Сына, не как от Него исходящий, но как исходящий от Отца через Него»9.

И Андрей Рублев одевает фигуру центрального Ангела в одежды Иисуса Христа — в пурпурный хитон с золотым клавом, в голубой гиматий, и обращает Его в сторону Святого Духа.

Образ «Святой Троицы» наполнен «нетварным» светом, познать который стремились исихасты, каким был и преподобный Андрей Рублев. Его икона буквально источает свет.

Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12:46), — сказал Иисус Христос.

Когда в молитве созерцаешь образ Святой Троицы, видишь огромную чашу, которая поднимается от ступней сидящих Ангелов, расширяясь до самого неба. Душа наполняется светом, тихой радостью и любовью. Об этом не говорят, но молча переживают. Это образ Евхаристии Нового Завета. Так соборный Образ Святой Троицы помогает человеку понять, что он призван к единению с Богом.

Господь Бог оставил людям одну из главных заповедей:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13:34).

С таким чувством Отец и Святой Дух на иконе «Святой Троицы» Андрея Рублева обращаются к Сыну. Где еще, у кого с подобной силой выражена Любовь?!

В Евхаристической чаше Нового Завета присутствуют и Отец, и Сын, и Святой Дух. Она объединяет и заключает в себе все три Единосущные ипостаси, и Рублев, отображая это, несколько выделил образ центрального Ангела.

Принимая Святое Причастие, мы принимаем Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и Господь находится внутри нас, и мы в Нем.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56).

«Литургия являет всю жизнь Христа Спасителя от Вифлиемских яслей до Голгофы, Воскресения и Вознесения, через символы и напоминания вводя в реальность, потому что в Святом причащении мы принимаем не символы, но реально Само Тело Его, Самую Кровь Его, то Самое Тело Его, ту Самую Кровь, которые преподал Он на Тайной Вечере в Сионской горнице. То Самое Тело, ту Самую Кровь, которые пострадали на Голгофе, воскресли из гроба и вознеслись на небеса»10.

Перед принятием Святого Причастия православный христианин читает в молитве святого Иоанна Златоуста: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мiр грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя...»11.

После принятия Святого Причастия христианин молитвенно (соборно) благодарит Бога: «Тело Твое святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов...» (преп. Симеон Метафраст)12.

Так богословски осмыслил инок Андрей Рублев образ Святой Троицы. Он изобразил Триипостасного Бога — Троицу неслиянную и нераздельную, единосущную, согласно Святому Писанию и учению Святых Отцов, создал образ Евхаристии Нового Завета, показал нам образ Соборности (объединение людей на основе Любви) и даже вывел образ Православной Веры как существующей вечно. Предвечный, Божественный, Троический Собор именует Пресвятую Троицу Святая Церковь.

Если проследить развитие иконографии «Святой Троицы» во времени, то невольно заметишь, как век от века терялся ее богословский смысл. Проникновение западных идей в Православие в ХVII веке и раскол Русской Православной Церкви не могли не повлиять на иконописание. Постепенно «Троица» превратилась в изображение трех Ангелов, не связанных духовно друг с другом. Примером тому может служить творчество Симона Ушакова. Он изобразил трех Ангелов на иконе «Святой Троицы», где у каждого есть своя чашка и каждый думает о чем-то своем. Материальное здесь стало явно довлеть над духовным. В результате символика утрачена. Нарушено равенство ипостасей: левый Ангел изображен с черными крыльями, иерусалимский храм напоминает языческую античную постройку, гора духовного восхождения выродилась в небольшой покатый холмик, на котором произрастает зловещее дерево, снедающее светлое пространство иконы.

«А все то писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя»13. <...> «Не подобает правоверному и глядеть много, не токмо кланятися таким неподобным образам»14, — возмущался протопоп Аввакум.

С утратой символики утрачены внутреннее единство и высокий смысл Божественной Любви и Света, союза Бога и Человека. Вольная интерпретация сюжета неминуемо ведет к дальнейшему искажению образа Святой Троицы, удалению его от Святого Писания и Его Великой Тайны.

Бог создал человека по Своему Образу и Подобию. Но Подобие Божие закрыто в человеке грехами. Люди, которые очистили сердце свое, называются преподобными, т. е. подобными Богу. Очищение сердца от грехов — длительный, сложный и трудный путь, который ведет к преображению человека.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8), — сказал Иисус Христос своим ученикам в Нагорной проповеди.

Инок Спасо-Андроникова монастыря стал преподобным. Открылся ему Господь Бог в своей полноте, и он изобразил Его так, что до сих пор весь мир удивляется его творению. За эту полноту выражения Стоглав и рекомендовал иконописцам изображать Святую Троицу, следуя образу, созданному Андреем Рублевым.


 

 


1   Книга пророка Исаии в греческом переводе.
  Кирилл Иерусалимский, архиепископ. Поучения огласительные и тайноведческие. М., 1991. С. 50–51.
  Стоглав // Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 303.
  Там же. С. 315.
  Рафаил (Карелин), архимандрит. О памяти смерти // О вечном и преходящем. М., 2011. С. 48.
6   Молитвослов. М., 2004. С. 37.
  Рафаил (Карелин), архимандрит. Путь к исихии // О вечном и преходящем. М., 2011. С. 142.
  Киприан (Керн), архимандрит, проф. Евхаристия. М.: Из-во Храма Свв. Бессребреников Космы и Дамиана. 2001. С. 169–190.
   Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., Ростов н/Д. 1992. С. 93–94, 108.
10   Нафанаил (Львов), архиепископ. О Святой Библии. Священное Писание и богослужение: апологические беседы. СПб., 2007. С. 242.
11   Молитвослов. М., 2004. С. 110.
12   Там же. С. 115.
13   Материалы для истории раскола. Издание под ред. проф. Н. И. Субботина в 9 т. // Материалы для истории раскола за первое время его существования. Изд-во Братство св. Петра митр. Т. 5. М., 1879. С. 291.
14   Там же.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Пути познания Несколько слов об иконе Андрея Рублева «Святая Троица»


культурно-просветительский
общественно-политический
литературно-художественный
электронный журнал
г. Санкт-Петербург
г. Москва