Степанов А. Д. (Санкт-Петербург)

Животворящая связь времен

Впечатления от посещения святой Псковской земли...

Многообразные заботы главного редактора, к сожалению, не всегда позволяют оперативно рассказывать о событиях, свидетелем которых доводится быть. А поездки и встречи нередко бывают весьма интересными. Вот прошло уже две с половиной недели, как в составе делегации Академии российской словесности мне довелось побывать на Псковщине. Это была интересная и познавательная, более того, на мой взгляд, важная для понимания процессов, протекающих в нашем обществе, поездка, что стоит поделиться впечатлениями о ней с читателями.

Николай Васильевич Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» советовал своему другу-чиновнику «проездиться по России». Совет, что называется, на все времена. Причем это необходимо не только чиновникам, но любому русскому человеку, который хотел бы увидеть русские пространства, ощутить русский дух, напитать свою душу впечатлениями.

Хотя Псковщина рядом с Петербургом, но раньше мне доводилось буквально два раза бывать в этих краях. Оба раза целью был Псково-Печерский монастырь, хотя в последний раз довелось заехать в Изборск и Снетогорский монастырь. Поэтому можно сказать, что нынешняя поездка на древнюю Псковскую землю была для меня фактически первой.

Делегация Академии российской словесности (АРС) в составе члена правления Союза писателей России, известного петербургского прозаика Николая Коняева; главного редактора одного из самых популярных современных литературных журналов «Родная Ладога» поэта Андрея Реброва; заместителя главного редактора этого же журнала, руководителя Санкт-Петербургского отделения АРС, поэтессы Валентины Ефимовской и автора этих строк посетила Псков 17–19 сентября. Возглавлял делегацию академик АРС авторитетный архиерей Русской Православной Церкви архиепископ Курганский и Шадринский Константин, в недавнем прошлом ректор Санкт-Петербургской Духовной академии.

Организаторами поездки выступили Псковское отделение Союза писателей России, которое возглавляет прозаик Игорь Смолькин, пишущий под литературным псевдонимом Изборцев, и председатель Общественной палаты Псковской области профессор Валерий Павлов, сопровождавшие нас в этой поездке.

 

1

Первой остановкой на нашем пути был Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, затерянный в псковских болотах. Недавно к монастырю проложена вполне комфортабельная дорога, и теперь до него можно доехать на машине, но и сейчас вполне можно себе представить величие подвига преподобного Саввы Крыпецкого и других основателей обители, которые пришли на этот островок твердой почвы среди непроходимых топей. И теперь здесь высятся купола православных соборов. С высоты колокольни мы могли увидеть бескрайние болота окрест с небольшими вкраплениями низкорослого леса. Бескрайняя моя Родина...

Для меня паломничество в монастырь, который находится в стороне от популярных паломнических маршрутов, было особенно отрадно, поскольку Крыпецкий монастырь — зримое воплощение русско-сербского братства, его глубинных, вековых традиций. Основатель обители, преподобный Савва, согласно преданию, был этническим сербом, он пришел в псковские пределы с Афона во второй половине XV века, после падения Константинополя. Сначала монах Савва подвизался в Снетогорском и Елеазаровском монастырях, а потом захотел уединиться и по благословению преподобного Евфросина поселился на этом небольшом клочке суши посреди топей и болот. Как говорится в житии преподобного, «место, человеки непроходимо, но токмо зверие живяху мнози». Что-то потянуло этнического серба в такие места. Что-то глубоко русское. Как там у поэта: «Топи да болота, синий плат небес...». Русская земля стала для серба родной, она приняла его прах. Теперь о сербском происхождении основателя обители напоминает разве что храм, основанный в честь святителя Саввы Сербского, что является редкостью для русских монастырей.

Как бывало не раз, скоро к отшельнику стали стекаться ученики и возникла обитель. Причем Савва, подобно основателю Киево-Печерской Лавры преподобному Антонию, отказался принимать звание игумена и до конца дней оставался только духовником монастыря.

Много преданий и рассказов связано с историей обители. Одна из них, любовно передаваемая насельниками монастыря, рассказывает о том, как заболела супруга псковского князя Ярослава. Князь, почитавший преподобного Савву, решил обратиться к нему за помощью. Вместе с больной женой он направился в обитель. Однако преподобный, узнав о приближении гостей, послал им навстречу монаха, который передал княжеской чете, что преподобный Савва запрещает княгине переступать порог монастыря (в монастыре действовало афонское правило в отношении женщин). Сейчас трудно себе и представить нечто подобное. Думаю, непросто было и в те времена так разговаривать с сильными мира сего, с благотворителями монастыря. Но псковская княжеская чета проявила смирение и безропотно выполнила повеление преподобного, остановившись у ворот обители. После этого сам преподобный Савва вышел им навстречу, тепло приветствовал и совершил молебствие о здравии болящей княгини, и она была исцелена. В благодарность князь Ярослав построил на свои средства дорогу к монастырю, по которой с тех пор веками ходили в обитель паломники. Остатки дороги сохранились до нашего времени. Но в наше время есть более удобная дорога для передвижения в сторону монастыря.

С Крыпецким монастырем связано начало монашеского подвига великого русского святого преподобного Нила Столобенского, прославившегося своими подвигами в тверской земле. Здесь принял монашеский постриг с именем инока Антония начальник Посольского приказа во времена царя Алексея Михайловича Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.

В обители подвизался и прославился в недавние времена еще один удивительный святой — преподобный Корнилий, преставившийся в 1903 году. Он был человеком некнижным, а стал известен многим современникам благодаря своему пророчеству. Блаженный старец предсказывал, что после смерти его похоронят «не по чину Православной Церкви», головою на север, «и будет то погребение на бедствие России». Когда старец скончался, настоятеля не было в монастыре, и работники, решив, видимо, поглумиться над простецом-подвижником, похоронили его именно головою на север. В 1904 году началась война с Японией, следом революция 1905 года, в 1914 году началась страшная Мировая война, а потом грянула революция, пало Самодержавие... Духовные чада старца все это время говорили о том, что так сбывается пророчество блаженного, и призывали исправить ошибку, тогда судьба России переменится к лучшему. О неправильном погребении старца писала Святейшему Патриарху Тихону Великая княгиня Елизавета Федоровна. На Поместном Соборе игумен Елеазаровского монастыря докладывал о неправильном погребении старца, но большинство «просвещенных» соборян встретили его доклад скептически, и решение не было принято. Тогда сами монахи в 1918 году решили тайно перезахоронить блаженного. Но в суете и в темноте (дело было вечером) опять погребли неправильно. А ночью в обитель нагрянул отряд красноармейцев.

И только в июле 1997 года была исправлена ошибка. В восстанавливавшийся монастырь осенью 1996 года приехал архиепископ Псковский Евсевий, который благословил игумена отыскать мощи Корнилия, «поскольку есть пророчество, что после исправления ошибки судьба России переменится к лучшему». К работам смогли приступить только летом следующего года. Когда мощи обрели, они заблагоухали. Теперь мощи покоятся в раке неподалеку от мощей преподобного Саввы.

А судьба России и впрямь начала меняться к лучшему. Неожиданно поползли вверх цены на нефть. Борис Ельцин ушел, передав власть Владимиру Путину...

После революции монастырь, конечно, подвергся разграблению и осквернению. Во время Великой Отечественной войны строения монастыря служили базой для партизан. Нам показали фотографии, как выглядел монастырь в конце 80-х годов, — печальное зрелище.

Но вот в 1990 году руины монастыря были переданы Церкви, а спустя два года сюда пришел по благословению правящего архиерея иеромонах Дамаскин (Сахнюк), который в свое время был келейником у знаменитого наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова). Отец Дамаскин начал восстановление обители. Возведенный к тому времени в сан архимандрита и восстановивший почти полностью старинную обитель, отец Дамаскин разбился в автокатастрофе 29 ноября 2007 года на той самой дороге, по которой мы ехали в монастырь. К кресту на его могиле мы подошли, чтобы пропеть труженику Христову «вечную память». Могила его расположена как раз за алтарем Иоанно-Богословского собора. А восстановленный монастырь, сияющий куполами храмов — лучший памятник отцу Дамаскину.

Побывав в храмах Крыпецкого монастыря и приложившись к мощам преподобных Саввы и Корнилия, мы направились в Изборск.

 

2

На ночлег нас разместили в небольшом гостевом домике Изборского музея-заповедника. Из комнаты на втором этаже открывался чудесный вид на Изборскую крепость. Великолепное зрелище. Седая старина. Мощные крепостные стены напоминают о вековой истории Руси. Сколько же врагов русского народа — немцев, ляхов, литвинов, шведов и прочих — нашли здесь свою погибель! Долгие века оберегал Изборск границы Руси.

А рядом с мощными укреплениями — символом русской мощи и воинской доблести, прилепилась на пригорке маленькая белая часовенка — символ величия русского духа. Она построена в честь Корсунской иконы Божией Матери, которая избавила изборян от немецкого нашествия в конце XVII века и особо чтилась местными жителями. От этой иконы в 20-е годы ХХ века исцелилась жена бывшего морского офицера Костенко-Радзиевского. В благодарность Божией Матери за исцеление жены он и воздвиг на свои средства эту часовню. А во время Великой Отечественной в нее попал немецкий снаряд. Случилось это после того, как туда забежали дети, прячась от бомбежки. Все они уцелели, удар принял на себя чудотворный образ. К несчастью, чтимая икона была украдена злоумышленниками в 1981 году... Но стоит рядом с крепостной стеной часовня, построенная для Корсунского образа, радуя глаз своей необыкновенной красотой и давая надежду на исцеление нашего народа.

Утром следующего дня мы направились в Псково-Печерский монастырь. Радостно паломничать с архиереем, какой-то особый душевный настрой появляется в таком паломничестве. Да и, если можно так выразиться, выгодно паломничать с архиереем — открываются многие двери, есть возможность побывать там, куда не всегда «рядового» паломника пускают. Так случилось и теперь. Оказалось, наместник Печор архимандрит Тихон (Секретарев) в свое время учился у Владыки Константина в Санкт-Петербургской академии. Поэтому нас в монастыре приняли особенно тепло. Наместник благословил провести для своего учителя (и для нас, соответственно) обстоятельную экскурсию по обители. Мы побывали в Успенском соборе и других храмах славной обители, приложились к мощам подвижников Псково-Печерских. Зашли в святые пещеры, поклонились месту упокоения самого известного печерского подвижника архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А рядом пещерка, где покоятся мощи знаменитого митрополита Вениамина (Федченкова), человека удивительной судьбы, последние годы жизни подвизавшегося в Печорах.

Ну и, конечно, нам показали места, навсегда вошедшие в русскую историю. Вот дорожка, по которой Царь Иоанн Грозный нес тело убитого по его приказу наместника монастыря преподобномученика Корнилия, заподозренного Государем в измене. Видимо, сыграл свою роковую роль тот факт, что незадолго до того сбежал в Литву руководитель обороны края изменник князь Андрей Курбский. Гнев Царя был обрушен на духовного руководителя.

А вот стоит коляска Императрицы Анны Иоанновны. Это уже слегка курьезная история. Согласно легенде, осенью 1732 года неожиданно выпавший снег застал Государыню в дороге неподалеку от монастыря, и ей пришлось попросить у монахов сани для продолжения пути. Так и осталась коляска в обители.

А вот беседка, специально построенная на горке, в монастырском саду для Императора Петра Великого. Царь намеревался превратить монастырь в опорный пункт для расширения русского влияния в крае. Были построены мощные стены вокруг обители, прорыты подземные ходы. Чтобы не смущать ни Государя, ни братию видом курящего Императора (он имел, увы, такую слабость) специально была построена эта беседка. Мы присели передохнуть на месте, где великий Преобразователь, наверное, размышлял о будущем России.

Совсем недавно мне довелось насладиться чтением замечательной книги печерского постриженика наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Поэтому, бродя по монастырю, живо представлял себе истории из современного печерского патерика, описанные автором. Вот здесь, видимо, архимандрит Алипий (Воронов) вразумлял хмельных десантников. А вот отсюда, наверное, выходил Крестный ход с хоругвями на избирательный участок...

После трапезы с братией монастыря архимандрит Тихон рассказал нам о просветительских трудах братии обители и подарил нам книги, посвященные печерским подвижникам благочестия. Архиепископ Константин в ответ подарил наместнику монастыря свою книгу и оставил запись в книге почетных посетителей обители. Владыка благословил и нам расписаться под этой записью, великодушно поделившись честью с членами делегации. Так и я, грешный, удостоился оказаться не по чину в числе почетных посетителей знаменитой обители.

 

3

Во второй половине дня состоялось выездное заседание членов Академии российской словесности с участием псковских писателей и общественных деятелей. Это мероприятие, которое и составляло главную цель нашей поездки, проходило в Изборской палате, одном из нескольких восстановленных и построенных заново зданий Изборского музея-заповедника.

Совсем недавно Изборск был известен крепостью XIV века, сохранившиеся мощные стены которой потрясали каждого гостя. В связи с празднованием 1150-летия Государства Российского и объявлением в честь этой круглой даты 2012 года Годом русской истории Правительство России выделило серьезные бюджетные средства для реставрационных работ. Говорят, что до Изборска деньги дошли в сильно урезанных размерах, но даже их хватило на реконструкцию и восстановление нескольких старинных городских зданий, в которых разместились сейчас коллекции музея. Ведутся работы и по восстановлению крепости, некоторые стены которой серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны. Фашисты устроили в крепости мастерские по ремонту танков, орудия которых испытывали тут же, стреляя из них по крепостным стенам, а часть стены и вовсе разрушили для въезда и выезда машин. Эдакая месть за унижения своих предков, терпевших неудачи при штурме Изборска в былые времена...

Изборск, кстати, получил теперь известность еще и тем, что по его имени назван интеллектуальный клуб, созданный совсем недавно, в состав которого вошли известные ученые, писатели и общественные деятели национально-консервативной ориентации (главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, экономист Сергей Глазьев, архимандрит Тихон (Шевкунов), философ Виталий Аверьянов, журналисты Максим Шевченко и Михаил Леонтьев, экономист Михаил Делягин и др.). Организаторы как нельзя более удачно подобрали название для клуба — «Изборский», ведь Изборск — живой символ вековой русской традиции.

Изборская палата, в которой проходило заседание АРС, примечательна, прежде всего, своей оригинальной росписью, созданной по проекту академика живописи Петра Павловича Оссовского. Тексты к росписям, выполненным Оссовским, были подготовлены при участии еще одного знаменитого псковича Валентина Яковлевича Курбатова, известного краеведа и литературоведа.

И вот в окружении таких замечательных росписей под председательством Валерия Павлова и Игоря Смолькина открылось заседание Академии российской словесности. Оно было посвящено проблемам российской словесности и русского языка. Открывая собрание, председатель Общественной палаты Псковской области Валерий Павлов рассказал, что представляемую им организацию очень волнуют проблемы русского языка, на одном из заседаний палаты рассматривался вопрос о необходимости принятия закона о защите русского языка.

Игорь Смолькин в своем докладе говорил о проблемах российской словесности. Он подчеркнул, что каждый русский писатель стремился постичь тайну нашей словесности, которая всегда была богоискательной. Российская словесность, как образно выразился писатель, «река спокойная и величавая». Такой она была всегда, даже в советское время. Однако сегодня наша словесность находится под угрозой. Ярким свидетельством того, в каком забвении она пребывает, является, по мнению докладчика, тот факт, что самые представительные праздники, посвященные русской поэзии, сейчас проводятся отнюдь не в России, а в... национальных республиках. Один из них — праздник «Белые журавли» проводится на весьма хорошем уровне в Дагестане, в чем сам докладчик имел возможность убедиться. Мы должны бить тревогу в связи с нынешним состоянием российской словесности, отметил докладчик.

Архиепископ Константин (Горянов), выступивший следом, разделил тревогу писателя, отметив, что сегодня падает интерес к русскому языку как в России, так и во всем мире. По мнению Владыки, на Западе нарочито принижают значение русского языка, что не удивительно из-за вековой вражды Запада к России. Но самое главное, что и в нашей стране русский язык занимает совсем не то место, какое занимать должен. Впрочем, началось это не вчера. Тяжелый удар по русскому языку и российской словесности был нанесен после революции 1917 года. Это выразилось, прежде всего, в том, что власти тогда целенаправленно уничтожали тех ученых и педагогов, которые знали санскрит, подрывая корневые основы языка. Владыка Константин, в этой связи, высказал очень важную, можно сказать, революционную мысль о том, что нам необходимо добиваться, чтобы в школах началось преподавание старославянского языка. Если бы власть решилась на такой шаг, уровень российской словесности поднялся бы. Что же касается русской литературы, она должна стремиться выразить те идеи, которые жаждет от нее услышать наш народ, подчеркнул Владыка.

Выступивший на заседании поэт Андрей Ребров заявил о том, что у него такое впечатление, что всю русскую национальную литературу изъяли из нашей культуры и вывезли на свалку. Поэт рассказал о журнале «Родная Ладога», ставшем в последние годы заметным явлением в отечественной литературе. Касаясь проблемы русского языка, А. Ребров подчеркнул, что наш язык сегодня — это Куликово поле русской словесности. В заключение своего выступления поэт прочитал свои стихи о русском языке.

Взявший слово Валерий Павлов обратил внимание на проблемы языка телевещания. «Наши противники, — заявил Павлов, — боятся нашего объединения, а изучение славянского языка позволит приблизить церковно-славянский язык и Церковь к народу». По мнению псковского чиновника, нам также нужна новая редакция закона об образовании. В. Павлов призвал объединить усилия в деле защиты русского языка с соотечественниками из стран СНГ, хранящими русскую идентичность.

Валентина Ефимовская рассказала об Академии российской словесности, которая была учреждена еще Императрицей Екатериной Великой и возобновлена в 90-е годы прошлого века стараниями отечественных писателей и общественных деятелей. Она сообщила, что в число академиков АРС приняты Валерий Павлов и Игорь Смолькин, которым поэтесса вручила соответствующие дипломы. А директор Изборского музея-заповедника Наталья Дубровская и председатель Псковского отделения Союза писателей России Игорь Смолькин решением правления АРС награждены медалями «За заслуги перед российской словесностью». Под аплодисменты присутствующих эти награды также были вручены. В заключение Валентина Ефимовская прочитала свои стихи.

Выступивший на собрании известный петербургский писатель Николай Коняев говорил о великом Николае Семеновиче Лескове. По мнению писателя, если бы в свое время страна прочитала Лескова, то наша история могла пойти иным путем. Коняев отметил, что часто слышит сетования о мало читающем народе, но и читать-то особенно нечего. В нынешней литературе, по мнению писателя, трудно найти ответы на запросы современности, сформулированные на таком же уровне, как это делал в свое время Лесков.

На заседании довелось выступить и автору этих строк. Я говорил о том, что литература, конечно, имеет дело с вечными ценностями, но у нас издавна повелось, что «поэт в России больше, чем поэт». Поэтому литераторы всегда были и всегда будут на острие вызовов времени. А сегодня как никогда, русская общественность — писатели, ученые, журналисты, священнослужители — должны быть активными. Страна находится на переломе, идет борьба за вектор дальнейшего развития нашего Отечества. Одним из главных направлений борьбы является Закон об образовании, прямо связанный с темой русского языка и российской словесности. Закон об образовании создан в условиях, когда в стране господствовал старый, либеральный вектор развития, он выражает этот вектор и тем самым входит в противоречие с новыми потребностями общества. Я поддержал предложение Владыки Константина о необходимости введения в школах преподавания славянского языка, что дало бы мощный толчок развитию всей системы нашего образования.

В состоявшейся дискуссии приняли участие члены Псковской областной писательской организации, которые выступили с интересными замечаниями и предложениями, прочитали свои стихи. Прозвучали мысли, что нам самим надо быть активными, создавать литературные клубы, исторические кружки; что для возрождения России необходимо восстановить социальную структуру общества, прежде всего, возродить крестьянство и рабочий класс; что не надо пугаться Интернета, надо научиться использовать современную технику для пропаганды вечных ценностей.

А после заседания директор Изборского музея-заповедника Наталья Петровна Дубровская провела для нас замечательную экскурсию по Изборской крепости и другим достопримечательным местам древнего города. Она рассказала, что реставрационным работам, на которые выделило деньги государство, предшествовали изыскательские работы. В результате наши знания о крепости значительно расширились. В частности, произведены раскопки подземного хода из крепости. Правда, пока не удается договориться с владелицей участка, где подземный ход выходит на поверхность, а потому пока ход ведет в тупик.

Мы поднялись на башню, откуда открылся еще более величественный вид на окрестности.

Меня, конечно, интересовала судьба церковного дома, конфликт вокруг которого стал причиной трагедии — смерти настоятеля старинного Никольского храма, расположенного в Изборской крепости, митрофорного протоиерея Алексия Лопухина. Напомню, что батюшка скончался в Изборске прямо в ходе заседания правительственной комиссии под председательством вице-премьера Александра Жукова, на которой обсуждались вопросы реставрации, в том числе звучала идея о сносе здания причта, принадлежавшего храму, где располагалась воскресная школа1. Оказалось, что Н. Дубровская присутствовала на том печальном заседании, даже сидела рядом с отцом Алексием. Она рассказала нам в деталях, как это произошло. После того драматического события, привлекшего внимание церковных и светских СМИ, губернатор области пообещал, что дом не будут сносить. Это был жест уважения к памяти настоятеля храма. Оказалось, что, вопреки обещаниям губернатора, человек, руководивший реставрацией крепости, дал указание снести дом. Правда такая дерзость получила уже соответствующую оценку, и человек, допустивший это безобразие, отстранен от должности. Но дом, о котором так беспокоился покойный отец Алексий, увы, более не существует.

Помимо крепости директор музея-заповедника провела экскурсию по окрестностям. Мы побывали у знаменитого Труворового креста, где по преданию похоронен легендарный князь Трувор, брат Рюрика, первый князь Изборска. Этот мощный, таинственный Крест воспет поэтами. Здесь бывали Иван Бунин и Анна Ахматова. Потом мы прошли к месту старого Труворова городища, где археологи ведут раскопки первой крепости XII века. Мы познакомились с раскопом, увидели, как выглядела первая крепость, которая была земляной, и только сверху метра на два видна каменная кладка. На территории городища восстанавливается древний Никольский собор. Здесь особенно чтут Святителя Мир Ликийских. Когда Изборск был частью Эстонии, эстонские ученые поспешили установить тут камень с надписями на русском и эстонском языках, который до сих пор стоит на Труворовом городище. С городища открывается великолепный вид на Городищенское озеро, на долину. Живо представляешь, как в те давние времена сюда причаливали лодьи, как внизу на торговой площади шла бойкая торговля, а на башнях зорко всматривались вдаль воины.

Сейчас в Изборске постоянно проживает всего около 600 человек, а вот после революции, когда Изборск был приграничным городом, в нем было много русских беженцев, население в довоенный период превышало 7,5 тысяч человек.

 

4

Последний день своего пребывания на Псковщине мы провели в самом Пскове. Сначала состоялась встреча с министром культуры Псковской области Александром Голышевым, который рассказал нам о том, что сделано и делается областной администрацией для возрождения исторической памяти и вековых традиций нашей истории и культуры, особенно в Изборске, в рамках празднования 1150-летия Российской государственности. А сделано и впрямь немало, чему мы были свидетелями. Помимо того — в Изборске состоялась крупная научная конференция, на территории Изборской крепости состоялись два грандиозных концерта под открытым небом... На прощание Владыка Константин подарил Александру Голышеву свою книгу, а министр культуры каждому участнику делегации подарил книгу об истории Псковского княжества.

Затем мы побывали в Псковском кремле, где нам была проведена замечательная экскурсия. Поклонились мы, разумеется, и святыням Троицкого собора, мощам великих псковских святых. Я знал, что собор — один из самых больших русских храмов, но величие его можно ощутить, только находясь рядом с ним и внутри его. Испытываешь воистину благоговейное чувство.

Замечательной была экскурсия по древнему Преображенскому Мирожскому монастырю. В монастыре, основанном епископом Новгородским Нифонтом в середине XII века, сохранились потрясающие византийские фрески. Вот он дух православной Византии! Мало где сохранились так полно такие древние фрески. Сотрудник музея, человек не только увлеченный церковным искусством, но и верующий, так увлекательно рассказывал о росписях монастыря, что своим восхищением заряжал всех слушателей. Подумалось, что вот такие люди и сохранили наше искусство, наши храмы в годы жесточайшего безбожья и бескультурья.

В обратный путь, простившись с гостеприимными хозяевами, мы отправились от еще одного символического места русской истории — Псковского железнодорожного вокзала. Именно здесь была решена судьба русской истории в начале марта 1917 года. Неподалеку от вокзала на запасных путях стоял императорский поезд, в котором находился фактически на положении пленника масонов-заговорщиков Царь-Мученик Николай. Именно здесь Государь вынужден был подписать отречение от престола, после чего Россия была обречена на кровавую междоусобицу и страшное братоубийство...

 

* * *

Возвратившись домой в Санкт-Петербург, размышляя об увиденном и услышанном, я подумал, что псковская земля и впрямь хранит какие-то мистические ключи русской государственности. Не может быть случайным совпадением, что здесь, в Изборске, сел княжить один из трех первых русских братьев-князей, что отсюда родом была Просветительница Руси святая Равноапостольная Великая княгиня Ольга. И что здесь же судил Господь подписать роковой манифест Страстотерпцу Николаю.

Закономерно, что здесь был один из главных центров празднования юбилея Российской государственности, которое, даст Бог, станет началом возрождения России.

По крайней мере, мы увидели очаги, плацдармы этого будущего возрождения. Мы увидели, что народ остро чувствует необходимость решительной смены государственного курса. Да и может ли быть иначе, когда все здесь свидетельствует о живительной силе нашей истории, о связи времен.

Народ на этой земле, уверен, и во всех коренных русских землях, готов активно поддержать те силы внутри власти, которые решатся, наконец, переменить либеральный, то бишь — разрушительный, вектор развития страны. Дело только за решимостью, политической волей этих людей, волей Божией оказавшихся у кормила власти нашего богоспасаемого Отечества.

 




1    http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/22/svyawennik_umer_na_glazah_u_vicepremera

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Вехи Животворящая связь времен


культурно-просветительский
общественно-политический
литературно-художественный
электронный журнал
г. Санкт-Петербург
г. Москва